C мужчинами / Знакомство с татарками в москве

Знакомство с татарками в москве

Москва татарская - Знакомство с жизнью московских мусульман для "чайников".

Друзья, рады напомнить вам про одну из самых популярных наших московских экскурсий - "Москва татарская (Автобусно-пешеходная экскурсия, с вкусным подарком и национальным обедом)"". Журналист портала Strana.ru Екатерина Зель подготовила очень красочный и подробный отчет об этой экскурсии. Ну а мы, дорогие друзья, будем очень рады видеть вас на нём!

Можно всю жизнь прожить в Москве в формате торгово-развлекательных центров и пробок на Третьем транспортном и так и не узнать, где продается самая вкусная в городе самса или почему башня Казанского вокзала так сильно смахивает на башню Сююмбике в Казани.

Впрочем, не всякий захочет обладать этими знаниями: закрыться от остального мира (особенно от мусульманского) в своем собственном — идея, может, и заманчивая, но едва ли осуществимая. Москва всегда была и остается местом переплетения самых разных культур. Городом, где рядом с православным храмом стоит мечеть, а рестораны уже давно предлагают не только щи с блинами.

Если знакомство с неизведанным манит и одновременно пугает, лучше всего обратиться к
профессионалам, которые и по знаковым для московских мусульман местам проведут, и с традициями татарской национальной кухни познакомят. Ну а вопрос, стоит ли продолжить это знакомство, по ходу экскурсии отпадет сам собой.

Татары считаются самой многочисленной мусульманской диаспорой в России. По разным оценкам, только в Москве и Московской области их проживает сегодня около полутора миллионов. Недаром Карамзин писал, что своим величием Москва обязана ханам.

Действительно, представить столицу без татар теперь уже сложно: кажется, они были здесь всегда. Первые татарские поселения начали появляться в Москве в XIV веке. Выходцы из Золотой Орды селились в районе Замоскворечья небольшими общинами, и сегодня о временах Татарской слободы напоминают названия некоторых улиц: например, Большой Татарской или Ордынки

В XVII веке отношение к татарам изменилось. Царь Алексей Михайлович, ратовавший на пару с патриархом Никоном за активную христианизацию населения, породил излишнюю подозрительность по отношению к иноверцам. Татарская община стала фактически обособленной единицей, однако Отечественная война 1812 года все расставила по своим местам: татары противостояли врагу наравне с русскими, о чем свидетельствуют в том числе мемориальные плиты в храме Христа Спасителя.

В 1816 году община впервые обращается к московским властям с прошением о возведении мечети. Спустя семь лет разрешение выдается, но с условием: мечеть должна быть без минарета, чтобы ничто не указывало на религиозный характер постройки. Впрочем, со временем возводят и его.

Мечеть на Большой Татарской — одна из четырех московских мечетей — старейшая в городе и считается местом притяжения не только мусульман. Зайти на ее территорию может каждый, чтобы, например, направиться прямиком в магазин, где всегда можно купить свежее мясо, колбасу из конины, бараньи ребрышки, выпечку и самую вкусную в Москве самсу. Рядом расположено еще несколько магазинчиков, на стене административного здания — подробная история мечети.

Пока автобус мягко скользит по воскресным и потому пустым улицам по направлению к главной мечети города, экскурсовод рассказывает о том, на какие места стоит обратить внимание в контексте многовековой истории отношений между русскими и татарами. Мест этих так много, что в пору доставать ручку и записывать: это и Мясницкая улица, район которой некогда принадлежал царевичам Касимовского ханства, и здание Казанского вокзала, на строительство башни которого архитектора Щусева вдохновила легенда о царице Сююмбике, и дом князей Юсуповых, одного из богатейших родов России, произошедшего от татар.

За рассказом время в пути проходит незаметно. Впереди — Соборная мечеть, которую трудно не заметить, откуда ни посмотри. Это одна из крупнейших мечетей в России и Европе: высота двух главных ее минаретов составляет почти 80 метров.

Современная мечеть была возведена на месте старой, которая в свое время была построена на средства того самого купца Салиха Ерзина. Форма минаретов символизирует многовековую дружбу русских с татарами: минареты одновременно похожи и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике кремля Казанского. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота, и это тоже своеобразная отсылка к образу Москвы златоглавой.

Внутри мечети, несмотря на монументальность здания, на удивление уютно. Повсюду расстелены мягкие ковры (при входе всем полагается снять обувь), по которым ходишь, как дома, без тапочек. Ограничений для тех, кто не исповедует ислам, нет: главное — соблюдать нехитрые правила, о которых можно прочитать на сайте мечети.

В ту часть, где молятся мужчины, женщин, конечно, не пускают, но можно понаблюдать сверху. Здесь же, на третьем этаже, расположен музей, об экспонатах которого подробно расскажет один из профессиональных гидов при мечети — Сорбони или Наиля. Их же можно порасспрашивать об истории, внутреннем убранстве или значении арабской вязи на стенах — ответят исчерпывающе и с удовольствием.

Как и в случае с Исторической мечетью на Большой Татарской, на территории Соборной мечети продаются не только свежие продукты, но и сувениры: четки, сборники изречений пророка Магомета, арабские прописи для взрослых и детей, посуда, коврики, ювелирные украшения и даже вода из Мекки.

Встать рано утром в воскресенье, день, когда проводится экскурсия, для многих сродни подвигу. Но главное — все-таки встать, чтобы потом ни секунды об этом не пожалеть. Увидеть и почувствовать другой город. Надеть балахон до пола (потому что главное искушение мужчины — это женщина) и серьезное лицо (потому что знакомство с мусульманскими традициями не предполагает безудержного веселья). Чтобы проявить уважение к чужой культуре, соседствующей рядом с твоей собственной. Говорят, что неизвестное пугает. Именно поэтому так важно понимать, что есть ислам. И не бояться.