Для брака и создания семьи / Знакомство с суффиксом

Знакомство с суффиксом

Вопрос для обсуждения: Каким образом можно познакомить с суффиксом индуктивным и дедуктивным путем?

Понятие о суффиксе учащиеся получают путем сопоставления слов, отличающихся суффиксом: береза, березка, березовый, березняк.

- Что можно сказать про эти слова? (Однокоренные). Выделяем корень.

- Чем отличаются слова? (Частью, которая стоит после корня, еще отличаются по значению.)

Учитель выделяет эту часть.

-Эта часть в слове называется суффиксом.

- Поменялось ли значение слова с изменением суффикса?

- Если поменялось значение –значит, образовалось новое слово.

- Что же такое суффикс? Что он делает? (Дети формулируют: Это часть слова, которая…)

-Давайте прочитаем в учебнике и проверим.

Выполняя упражнения учебника, учащиеся обнаруживают, что от одного корня можно образовать слова как одной части речи, так и разных (зима - зимушка, зимовать, зимний).

Позднее, наблюдая над суффиксами в разных словах, делают вывод, что каждой части речи свойственны определенные суффиксы. В процессе словообразовательных упражнений усваивается написание многих суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Учитель приучает наблюдать и объяснять значение встречающихся суффиксов (дневник – чайник- школьник).

После изучения всех частей слова обучаем разбору по составу:

1) Определяю, какой часть речи является слово.

2) Нахожу окончание. Для этого изменяю слово (по числам, родам, падежам, лицам).

3) Нахожу корень. Для этого подбираю родственные слова и нахожу в них общую часть.

4) Нахожу приставку. Для этого 1)меняю часть корнем, 2) подбираю слова с такой же приставкой.

5) Нахожу суффикс. Для этого 1) меняю часть межу корнем и окончанием, 2) подбираю слова той же части речи с таким же суффиксом.

Весь материал для изучения морфемики в учебнике основан на одном из методов:

· наблюдении над фактами языка.

· морфемном анализе слова.

· методы словообразовательного анализа и этимологического анализа в начальной школе используется только как приемы.

На методе наблюдения основаны упражнения:

1) определение значения морфем в словах

нога –ножка- "маленький предмет", вилка – нет суффикса.

цветистый- "неполное проявление свойства", водитель- "носитель действия", футболист, тракторист –"лицо по профессии".

перелеты – "перемещение", передозировка - "чрезмерность", пошире – "смягченная мера признака", побежать – "начало действия" - учащиеся наблюдают многозначность морфем.

вымазать-измазать –перемазать, испугать-напугать – синонимию морфем.

столик-столище, прикрутить -открутить, выкрутить – антонимию морфем;

- сравнение значения однокоренных слов и их аффиксов, привносящих новое значение

болотистый –"имеющий свойства болота" и болотный –"относящийся к болоту";

2) наблюдение над способами образования слов: словообразование не изучают, но элементарный словообразовательный разбор применяют, т.к именно с него начинается определение морфемного состава.

На методе конструирования основаны упражнения :

1) подбор к данному корню подходящих морфем (или из данных учителем)

2) игра: учащиеся получают по морфеме – какая команда составить больше слов;

3) определить часть речи по данной схеме: по­­­­­­­­_____ка, _______ый, ______а^;­­­­

4) устранить ошибки в образовании слова (излучать благожеланство).

Метод морфемного анализа реализуется в упражнениях по морфемному разбору слов (полному по схеме или частичному).

Важно научить учащихся различать разные слова и формы одного слова.

Например, наблюдаем текст, где есть родственные слова и формы слова.

-Прочитайте. Что заметили?

- Выпишем слова с корнем –род-. Что можем о них сказать? (Дети скажут "Однокоренные").

- Теперь сравним значение слов: (наша) родина, (зовем) родиной.

- Изменилось ли значение слова?

- А что меняется? (Только окончание.) Значит, перед нами не однокоренные слова, а одно и то же слово, только в разных формах.

Вопрос для обсуждения: Постройте верную словообразовательную цепочку для слова "дождевик".

Дождевик ← дождевой ← дождь

Словообразовательное значение – "одежда для ношения в дождь", значит, производящее слово "дождь"; следовательно, в слове один суффикс –евик- (-овик-), а не два –ев-,-ик-