Для серьзных отношений / Библиотечный урок знакомство с библиотекой для дошкольников

Библиотечный урок на тему Знакомство с библиотекой (1 класс)

Автор публикации: Шафикова Г.Р.

Дата публикации: 2016-09-18

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема : Знакомство с библиотекой.

Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности "библиотека", "книжный фонд", "читальный зал", "абонемент";

Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения : Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра "Узнай любимых героев", викторина для закрепления услышанного на уроке.

Оборудование: выставка детских книг

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.

- Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей) В переводе с греческого - это книгохранилище ("библио"– книга, "тека" – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух отделов: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.

"В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать –

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса.

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна".

Но его, у нас нет, есть небольшая зона, где вы знакомитесь с различными источниками литературы.

- Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?

С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.

- Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии "Что такое? Кто такой?", "Почемучка" (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

- Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке "По страницам любимых книг", "Книги детства моих родителей" и др.

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

- Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Не рисовать, не писать ничего в книгах;

Не вырывать листы, не вырезать картинки;

Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

Не читать книги во время еды;

Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

- Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

Вы должны отгадать загадки

Он не птица, не тигренок.

Не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

что зовется… "Чебурашка".

(Показать книгу о Чебурашке).

- Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои?

(Показать книгу о Незнайке).

- Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

" Муха-цокотуха "

- Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет.

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках.

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги.

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

"метла"

- И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки - сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? "Гуси-лебеди"

Она на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал.

То голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же.

Кто она такая, кто мне подскажет?

- В какой сказке жила эта героиня? – "Золушка"

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

- В какой сказке они живут? – "Волк и семеро козлят"

- И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. "Федорино горе"

- Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки. Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи.

- Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки.

1. - Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. "Курочка -ряба")

2. - Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. "Спящая красавица")

3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. "Мойдодыр").

4. - Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)

- Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.

- А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

- Что такое библиотека?

- Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –

- Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

- Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

- Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.

- Когда, вы все научитесь читать, мы встретимся на празднике "Посвящение в читатели".

До скорой встречи!

Список использованной литературы:

ДЭ – Детская энциклопедия "Я дружу с книгой" №3 – 2009

ДЭ – Детская энциклопедия "Главная детская библиотека России" №6 – 2008

К.Чуковский "Айболит и другие сказки" "Стрекоза-пресс" 2003;

Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей" М. "Детская литература" 1987

"Почемучка"М. "Педагогика-Пресс" 1994

Что такое? Кто такой? Издательство "Педагогика" М.1990

Праздник в школе "В гостях у сказки"Минск "Красико-Принт" 2008

Детские журналы "Мурзилка", "Миша", "Сказочный мир", "Отчего и почему", "Филя"