Для создания семьи / Деньги знакомство с деньгами дошкольники

Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами

педагогические науки

  • Киричек Ксения Александровна, кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный педагогический институт
  • Похожие материалы

    Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) знакомы со словом "деньги", т.к. часто слышат его в речи взрослых. Дети знакомы и с внешним видом денег, т.к. порой присутствуют при покупке и оплате взрослыми товаров и услуг. Некоторые родители считают верным и важным давать деньги детям на кассе для совершения оплаты покупок, учить собирать монеты и купюры в копилке для более крупных покупок и т.п. В общении с детьми можно выяснить, что они знают не только денежные знаки России, но и других стран. Это можно объяснить отдыхом семей за границей, разговорами родителей о росте валюты. Поэтому считаем, что в возрасте 6-7 лет дети готовы к систематизации и обобщению знаний о деньгах, способны усвоить элементарные арифметические действия над ними. Не менее важным, на наш взгляд, является научить ребенка 6-7 лет обращаться с деньгами, т.к. при поступлении в школу ребенок сталкивается с необходимостью покупки еды в столовой, оплаты проезда в общественном транспорте и т.п.

    Ознакомить дошкольников 6-7 лет с монетами это одна из задач воспитателя при формировании элементарных математических представлений, подтверждение тому содержание образовательных программ. Приведем в качестве примера соответствующие выдержки из некоторых программ дошкольного образования.

    • "Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет)" [6, С.70].
    • "Для расширения представлений об … объектах окружающего мира педагог … знакомит с деньгами…" [4, С.93].
    • "Содействовать …овладению знаниями … о монетах…" [3, С.186].
    • "Формирование на основе знания о числах и цифрах необходимых представлений и навыков, способных помочь ребенку в позитивной социализации: … деньги, покупки в магазине;…" [9, С.146].
    • "По мере взросления ребенок учится применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни, понимает, как можно … посчитать деньги …" [8, с.107], "ребенок учится … пониманию смысла числа как символического выражения … денежной суммы; процессу измерения и сравнения … денежных сумм. " [8, с.109].

    Данные программные задачи можно рассматривать как пропедевтический этап в последующем рассмотрении в курсе начальной школы задач на куплю-продажу (цена, количество, стоимость) [5]. Элементарные расчетные задачи с финансовым сюжетом есть и в курсах средней и старшей школ, входят и в состав контрольно-измерительных материалов экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по математике [1, 2]. Поэтому необходимо учитывать, что дошкольное образование является первой ступенью образования и согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо учитывать принцип преемственности всех ступеней образования.

    Изучение пособия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, обучающихся по программе "От рождения до школы" [7] показало, что на семи занятиях (четыре в декабре, по одному в январе, феврале и марте) детей знакомят с монетами и арифметическим операциям над ними. Рассмотрим более подробно систему работы.

    Из восьми занятий в декабре первые четыре касаются вопроса изучения денег. На первом занятии происходит детальное знакомство детей с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей и купюрами, а также знакомство с предметами, которые можно купить на эти деньги.

    На втором занятии выполняется игровое упражнение "Делаем покупки" на примере магазина канцелярских товаров. Воспитатель уточняет, как совершаются покупки, просит проговаривать детей, какой товар они выбрали, его стоимость и какие монеты необходимы для его оплаты.

    На третьем занятии проводится дидактическая игра "Магазин" на примере елочных игрушек. Воспитатель показывает, как осуществляется подбор нужных для покупки монет и просит детей выбрать игрушку, подобрать монеты для её оплаты.

    На четвертом занятии предлагается игровое упражнение "Корм для птиц", для выполнения которого происходит покупка семечек, осуществляется набор и размен монет.

    Четвертое занятие в январе является пятым в изучении денег. Игровая ситуация "Решаем задачи бабушки Загадушки". Решение задачи и подбор монет, соответствующих решению – восьми рублям.

    Второе занятие в феврале является шестым в изучении денег. Игровое упражнение "Поздравляем друзей с праздником". Размен денег по одному рублю и подбор разменянных рублей для покупки подарка.

    Четвертое занятие в марте является седьмым и последним в изучении денег. Игровое упражнение "Магазин" с учебными принадлежностями. Решение задачи и подбор монет разного достоинства в совокупности составляющих 10 рублей.

    В силу того, что ведущей деятельностью детей является - игровая, то в образовательных программах мы находим следующее. "Учить детей пользоваться математическими представлениями для структурирования социальных ситуаций, используя в речи понятия: "делить", "меняться"; "Сколько хочешь взять себе и отдать: больше, меньше, поровну, одинаково?"; опирается на эти понятия в играх с деньгами, например в магазин и др. …" [8, с. 111]. Для осуществления игровой деятельности не только во время занятий, но и в свободной деятельности детей необходимо разместить в математическом уголке принадлежности для сюжетно-ролевой игры "Магазин": кассовый аппарат, ценники, предметы (или их изображение на карточках) для купли-продажи, наборы моделей денег. При этом считаем важным учитывать современные цены и обращать внимание на соответствие между предметом и его стоимостью. При неверном формировании представлений о действительной стоимости товара могут возникнуть конфликтные ситуации между родителями и детьми при просьбе детей совершить покупку и отказе родителей с мотивацией дороговизны и отсутствия нужной суммы денег. В настоящее время учет соответствия товара и его стоимости может вызвать затруднения в связи с высокими ценами и программными задачами, рассмотрим их. Программа "От рождения до школы": счет в пределах 20 без операций над числами; состав числа в пределах 10; раскладывание числа на два меньших и составление из двух меньших большего в пределах 10 на наглядной основе [6, с. 70]. "Детский сад - Дом радости": овладение знаниями о составе числа из двух меньших чисел - до 20 [3, с. 186]. "Диалог": "Формирование у детей первых математических представлений, обучение счету и элементарным вычислениям в пределах небольших чисел (десяток, два десятка, сотня – в зависимости от особенностей конкретных детей и образовательных групп)…" [9, с. 145].

    Приведем в качестве примера товары для игры в магазин и их стоимость, не искажающие представление о действительности у детей.

    Овощи: картофель (1 шт.) – 3 рубля, лук (1 шт.) – 4 рубля, морковь (1 шт.) – 6 рублей, свекла (1 шт.) – 8 рублей, чеснок (1 шт.) – 10 рублей, пучок зелени – 10 рублей.

    Фрукты: слива (1 шт.) – 7 рублей, мандарин (1 шт.) – 8 рублей, яблоко (1 шт.) – 9 рублей, груша (1 шт.) - 9 рублей, киви (1 шт.) - 10 рублей, банан (1 шт.) – 10 рублей.

    Сладости: карамель чупа-чупс на палочке – 9 рублей, булочка – 10 рублей, сырок глазированный – 10 рублей.

    Канцелярские товары: обложка для тетради (1 шт.) – 2 рубля, лист цветной бумаги – 2 рубля, мел белый (1 брусочек) – 3 рубля, мел цветной (1 брусочек) – 4 рубля, фломастер (1 шт.) – 4 рубля, пластилин (1 брусочек) – 4 рубля; карандаш чернографитный – 5 рублей, лист цветного картона – 5 рублей, карандаш цветной (1 шт.) – 6 рублей, ластик – 6 рублей, тетрадь двенадцати листовая –7 рублей, линейка – 7 рублей, ручка шариковая – 8 рублей, треугольник – 8 рублей.

    Естественно, в зависимости от качества и производителя, экономической обстановки цены на товары могут меняться, но воспитатель должен стараться при проведении игры в магазин придерживаться цен своего региона.

    Составлять для детей игровые упражнения с нынешними ценами сложно, однако возможно. Рассмотрим типовые задания с деньгами для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задания необходимо выполнять, используя модели монет.

    1. Покажи монету достоинством 2 рубля. Как можно разменять два рубля? Что можно купить на 2 рубля? (аналогично для 5 и 10 рублей).
    2. У мальчика в кармане по одной монете достоинством 1, 2 и 5 рублей. Сколько денег в кармане у мальчика?
    3. Толя решил каждый день бросать в копилку по одной монетке достоинством 1 рубль. Сколько денег он накопит за 4 дня?
    4. У Кати две монеты по 1 рублю, у Васи одна монета достоинством 2 рубля. У кого больше денег?
    5. У Оли одна монета достоинством 5 рублей, а у Миши две монеты по 2 рубля. У кого меньше денег?
    6. Валя покупает в магазине шариковую ручку за 8 рублей. У неё 10 рублей одной монетой. Сколько сдачи денег должен дать продавец Вале, и какими монетами он может это сделать?
    7. Белый мел стоит 3 рубля. Какими монетами можно за него заплатить? (Приведите два варианта набора монет).
    8. Линейка стоит 7 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?
    9. Набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?
    10. У девочки в кошельке монеты: 1 рубль, 1 рубль, 2 рубля, 2 рубля, 5 рублей. Хватит ли ей денег купить глазированный сырок за 10 рублей?
    11. В магазине продаются: обложка для тетради (1 шт.) – 2 рубля, мел цветной (1 шт.) – 4 рубля, пластилин (1 брусочек) – 4 рубля, тетрадь двенадцати листовая –7 рублей, линейка – 7 рублей, ручка шариковая – 8 рублей. У тебя 5 рублей, что ты сможешь купить и останутся ли у тебя деньги? (А если у тебя будет 8 рублей, 10 рублей?).

    Тема денег сейчас вызывает любопытство у детей, поэтому постигать азы математики на примере денег им интересно. Многие родители говорят, что дети научились считать на основе именно денег. Ознакомление с мерами стоимости [10] позволит не только развить у детей навыки счета, но и углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.

    Список литературы

    1. Вендина А.А. Малиатаки В.В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. – 2015. – № 38.– С. 259-263.
    2. Вендина А.А. Малиатаки В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции 26 - 27 декабря 2014 г. – Москва: Изд-во "Институт стратегических исследований". 2014. – С. 31-34.
    3. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - 3-е изд. перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
    4. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
    5. Киричек К.А. Классификация текстовых задач начального курса математики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13704 (дата обращения: 11.01.2016).
    6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
    7. Помораева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.
    8. Примерная образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение" / под ред. И.Е. Федосовой. - М.: Издательство "Национальное образование", 2015. — 368 с.
    9. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "ДИАЛОГ" / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько. – М.: ДРОФА, 2013. – 479 с.
    10. Чеснаускене Д.С. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников при ознакомлении их с мерами стоимости: автореф. дис. канд. пед. наук: Москва, 1985.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А. Майоров Е.В.