Для взрослых / Знакомство с творчеством а с пушкина

НОД для детей подготовительной группы. А. С. Пушкин

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Послушайте, ребята, что я вам буду читать (Воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина)
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
(отрывок из "Евгения Онегина")

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(отрывок из стихотворения "Зимняя дорога" )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(отрывок стихотворения "Осень")

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(отрывок из стихотворения "О любви")
Воспитатель: Ребята, что я вам сейчас прочитала? Кто автор?
Дети: Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин
Воспитатель: Правильно. Все эти стихи написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Он восхищался красотой русской природы. Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить.
Воспитатель: А чем еще вам запомнился А.С. Пушкин?
Дети: Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки.
Воспитатель: Какие сказки написал А.С.Пушкин?
Дети: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Воспитатель: Давайте посмотрим презентацию (просмотр презентации слайд с 1-6).
А сейчас мы отправимся на ковре-самолете путешествовать по сказкам А.С.Пушкина (воспитатель приглашает детей на ковер, звучит музыка моря)
Воспитатель: Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся?
Дети: В "Сказке о рыбаке и рыбке".
(Слайд 7 презентации со сказкой "Сказка о рыбаке и рыбке").
Воспитатель: Какие главные герои этой сказки?
Дети: Старик, старуха, золотая рыбка.
Воспитатель: Где жили старик и старуха?
Дети: У берега моря, в землянке (показ картинок из сказки)

Воспитатель: Сколько лет старик ходил к морю?
Дети: 30 лет и три года
Воспитатель: Сколько раз закидывал старик невод в море?
Дети: 3 раза
Воспитатель: Что хотела старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" и сколько раз она отправляла старика к морю?
Дети: 5 раз, сначала хотела корыто, затем избу, потом столбовой дворянкой, вольною царицей и морской владычицей (показ картинок из сказки).
Воспитатель: Все желания рыбка исполняла, но последнее не исполнила, как вы думаете? Почему?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Отправляемся дальше по сказкам Пушкина (воспитатель приглашает детей на ковер-самолет)
Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит "волшебная" музыка)
Воспитатель: Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уже близенько. (Сказка о попе и работнике его Балде)
(Слайд 8 презентации со сказкой)
Воспитатель: Как звали находчивого трудолюбивого работника?
Дети: Балда
Воспитатель: Кто нанял Балду к себе на работу?
Дети: поп
Воспитатель: Кто вылез из моря?
Дети: Бес (показ иллюстраций из сказки)
Воспитатель: Слышите, ребята? Снова звучит "волшебная" музыка. А это значит, что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше. (дети садятся но ковер-самолет)
Воспитатель: Вот мы и прилетели в другую сказку. Угадайте из какой сказки эти предметы: зеркало, яблоко, собака, ветер, солнце?(показ предметных картинок)
Дети: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"(показ слайда 9 презентации )
Воспитатель: Зачем хотела погубить царица царевну?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как хотела первый раз избавиться от падчерицы?
Дети: Приказала отвести в лес и привязать к дереву на съедение зверям
Воспитатель: Как второй раз ?
Дети: Угостила отравленным яблоком?
Воспитатель: У кого царевна жила в лесу?
Дети: У семи богатырей (показ картинок из сказки)
Воспитатель: Кто спас царевну от колдовства?
Дети: Королевич Елисей
Воспитатель: Ну, а нам опять пора в путь-дорогу собираться.
Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит "волшебная" музыка, а затем "Полет шмеля" Н.А. Римского-Корсакова).
Воспитатель: Вот мы и прилетели в новую сказку А.С. Пушкина. У меня есть картинки насекомых угадайте из какой они сказки?(показ картинок шмеля, комара, мухи)
Дети:"Сказка о царе Салтане…"(показ слайда 10 презентации)
Воспитатель: Кто превращался в комара, муху, шмеля?
Дети: Князь Гвидон
Воспитатель: Какие "чудеса" были на острове?
Дети: Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь (чтение отрывков из сказки, можно выучить с детьми заранее).
БЕЛКА
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…

ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из морю выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ
Царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

Воспитатель: Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Как заканчивается сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Слышите, ребята? Снова звучит "волшебная" музыка. А это значит, что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.
Воспитатель: "Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как сосна".
Из какой сказки этот отрывок?
Дети: "Сказка о Золотом петушке" (показ слайда 11 презентации)
Воспитатель: Кто предупреждал царя об опасности?
Дети: Петушок
Воспитатель: Кто подарил царю петушка?
Дети: Мудрец
Воспитатель:- И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
Почему заканчивается так сказка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться домой (дети с воспитателям садятся на ковер-самолет под "волшебную" музыку).
Воспитатель: Вот мы с вами снова очутились в детском саду. Какая сказка А.С.Пушкина вам больше всего нравится и почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А.С. Пушкин писал интересные и поучительные сказки. В них прославляется добро и смелость, высмеивается жадность, трусость и наказывается зло. Они написаны красивым поэтичным языком.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок. Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно.
В селе Михайловском среди зимы Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых великих русских поэтов и сказочников – Александра Сергеевича Пушкина.