С девушками / Знакомство с буквой т для дошкольников

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки т, ть и буква т"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Знакомство с буквой т для дошкольников 1

Содержимое разработки

Тема: "Звуки [т], [т’]. Буква Т"

Цель: знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ).

- повторить ранее изученный материал;

- познакомить со звуками [т], [т’], буквой Т (тэ);

- освоить послоговой способ чтения.

- развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать умение образовывать существительные единственного числа без окончаний.

- развивать навыки звукового анализа и синтеза: развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели;

- совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв;

- развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений, умения выполнять действия в соответствии с текстом.

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать умение слушать и слышать.

Прогнозирование результатов: дети познакомятся со звуками знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ), могут научиться образовывать существительные единственного числа без окончаний, подбирать слова к пятизвуковой модели, анализировать предложение и составлять его из букв.

Оборудование: мяч, доска, мел, столы, стулья, фишки красного, зеленого синего цвета, кассы букв, схемы для анализа предложения, буква Т, семена.

Организационный момент (настрой на занятие):

Игра с мячом "Один - много"

- Вспомним игру "Один – много", но немного изменим правило. Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают много предметов, а вы, бросая мяч, будете мне называть слово, которое обозначает один предмет:

банты – бант, бинты – бинт, букеты –букет, винты – винт, листы –лист, билеты – билет, кусты – куст, болты – болт, жакеты – жакет, мосты – мост, торты – торт, халаты – халат, посты – пост, зонты – зонт, аисты – аист.

Повторение ранее изученного материала:

- Какие звуки и букву изучали на прошлом занятии? ( На прошлом занятии изучали звуки [д], [д’] и букву Д (дэ)

- Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]? (Звук [д] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).

- На что похожа буква Д (дэ) (Буква Д (дэ) похожа на дом или на трубу)

Изучение нового материала:

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими, вы догадаетесь, если отгадаете загадку и в ответе найдете первый звук. Готовы? (да)

По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…(тучи)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? ("Звуки [т], [т’]. Буква Т")

Характеристика звуков [т], [т’]:

- Что вы можете сказать о звуках [т], [т’]? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

Знакомство с буквой Т (тэ):

-Звуки [т] – [т’] обозначаются буквой Т (тэ). Вот так выглядит буква Т (тэ). (показ)

- Послушайте стихотворение о букве:

Буква "Тэ" сТоиТ как сТолик.

Или с полочкою сТолбик.

А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН

На антенну "Т" похожа.

И на зонт, как будто, тоже.

-На что похожа печатная буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)

Выкладывание буквы Т из семян:

- У вас на столах лежат семена. Составьте с помощью них букву Т (тэ).

- Посмотрите на доску. Прочитаем слоги с новой буквой. (Дети читают вслух по одному):

Развитие фонематического восприятия:

а) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, ат-ат-та и т.д.

б) повторить имена только со звуком [т] : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля, Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на [т]: банк –…, раз –…, санки –….

куча –…, лапки –…, ком –…, почка –…, пачка – …, сорт –…

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра "Назови слова"

На доске из фишек выкладываю схему слова в следующей последовательности: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.

- Ребята, посмотрите, перед вами схема. Сколько звуков в слове? (5)

- Какой 1, 2, 3, 4, 5 звук? (1 - мягкий согласный звук, 2 – гласный звук, 3 - твердый согласный звук, 4 - твердый согласный звук, 5 - гласный звук)

- Сколько слогов в этом слове? (2 - сколько гласных, столько и слогов)

- Придумайте как можно больше слов по данной модели. (ответы детей: мишка, миска, киска, лепка, ветка, ведро, юбка, нитка, чашка и т.д.)

Графическая запись предложения:

- Послушайте предложение: "Детям дали торт".

- Назовите первое слово…(детям).

- Назовите второе слово…(дали).

- Назовите третье слово… (торт).

- Сколько слов в этом предложении? (3).

- Давайте еще раз повторим предложение: "Детям дали торт". (Дети повторяют предложение).

- В каком слове есть звук [т] или [т’] ? (детям).

- В слове "детям" какой звук? ([т’] – мягкий)

- Слово "детям" какое по счету в этом предложении? (1).

- Еще в каком слове есть звук [т]или [т’] ?(торт)

- В слове "торт" звук [т] или [т’]? ([т] – твердый)

- Слово "торт" какое по счету в этом предложении? (3).

- Выложите схему этого предложения. (Дети выкладывают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).

- Правильно ли Маша выложила схему этого предложения? (Да).

- Сравните свои работы с работой Маши, все ли у вас правильно? (Да).

- Молодцы! А теперь еще раз внимательно посмотрите и послушайте предложение: "Детям дали торт". Егор работает у доски, остальные работают на своих местах. Составьте это предложение из букв. Будьте внимательны.

После выполнения задания дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками [т’], [т]).

- Какой он? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

- Какой буквой обозначаем звуки [т’], [т]? (буквой Т (тэ)

- На что похожа буква Т (тэ)? (На антенну, стол, зонт и т.д.).

- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что для вас показалось сложным?

- Как вы думаете, кто хорошо занимался сегодня на занятии?

- Кому надо немножечко постараться?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.