С мужчинами / Обучение грамоте знакомство с буквой ы

Конспект занятия звук ы буква ы. Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой "Ы" (подготовительная группа)

Тема: Звук [Ы] и буква Ы.

Цель : Знакомство с буквой Ы


  1. Познакомить детей с буквой Ы;

  2. Упражнять детей в словообразовании в ходе упражнения "Часы";
Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие в ходе игры "Повтори за мной";

1. Воспитывать аккуратность в ходе обведения и раскрашивания буквы Ы.


  1. Орг.момент
-Ребята, послушайте короткое стихотворение, какой звук будет встречаться чаще всего? (выделять звук [ы] голосом).

Мыло душистое, белое, мылкое.

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло.

Мыло его наконец-то отмыло.

(чаще всего встречается звук [ы])

Сегодня мы познакомимся с буквой Ы.

Вспомним наше правило: звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем

Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер "Ы-Ы-Ы", раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.

- Посмотрите, какой озорной домовенок Пых сегодня у нас в гостях (Игрушка). Почему его так зовут? Потому, что он пыхтит. Давайте поможем попыхтеть Пыху (дети произносят [ы]) Расскажите, как мы произносим звук [ы]? Какой это звук? (Гласный) Почему? (Звук [ы] гласый, т.к. его можно тянуть и петь)

^ Игра "Повтори за мной"

Я буду произносить слоги, а вы повторяйте за мной

Пы-ты-кы; ды-ты-пы; ып-ыт-ык и т.д.

Слова со звуком [ы]

Помогите Пыху отобрать картинки, в названии которых есть звук [ы]. Расскажите, где этот звук находится, в начале, в середине, в конце. Слово никогда не начинается со звука [ы]. (Место звука дети определяют с опорой на схемы)

(рыба, мыло, тыква, кусты, дыра, мартышка, мышка)

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

Повторим, помогайте мне рассказывать стихотворение.

Что это? (Это часы) Часы бывают разные. Расскажем Пыху о том, какие часы бывают, помогайте мне. Часы на руке - как называются? (наручные) Часы на стене (настенные); на улице (уличные); на столе (настольные); на полу (напольные).

^ Знакомство с буквой Ы

Посмотрите на доску, это Звук [ы] на письме обозначается буквой ы (картинка, обвести указкой). Поробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молдцы. Повторим.

Кот Васенька как все коты, когда сидит, напоминает букву Ы.

А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы.

Попробуем выложить букву ы из палочек и кружков, садитесь за свои столы, и начинайте.

Теперь, открывайте тетради, обведите букву ы, раскрасьте ее.

^ 3. Подведение итогов

Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой ы) Кто приходил к нам в гости? (Пых) Сейчас он всех вас похвалит и каждого погладит по голове, за то, что вы так замечательно занимались!

Программные задачи:
1.Познакомить детей с буквой "Ы".
2.Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ слова, качественно характеризовать звуки.
3.Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4.Разивать фонематический слух.
5.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал демонстрационный: предметные картинки: апельсин, дыня, яблоко, магнитная доска, маленькая буква "Ы", фишки для звукового анализ.

Материал раздаточный: фишки для звукового анализа, кассы букв, дидактическая игра "Прятки", указки.

Ход занятия
1.В: Дети, что растет в саду?
Д: Ответы детей
В: Что вы сейчас называли?
Д: Слова
В: Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.
Бус-бус-бус – мы посеяли …(арбуз).
Ас-ас-ас – купили … (ананас).
Ин-ин-ин – съели вкусный …(апельсин).
2.В: В моем саду угадайте, что растет.
У него брат мандарин,
Что за фрукт он ….
Д: Апельсин
(Воспитатель выставляет картинку апельсина).
В: Она овальная, как мяч бейсбольный.
Если спелая, все довольны.
Д: Дыня
В: Круглое, румяное
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Д: Яблоко
3.В: Дети, как узнать, сколько слогов в слове яблоко?
Д: Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько и слогов.
В: Прохлопайте слово и скажите, сколько в нем слогов.
Д: В слове яблоко 3 слога.
В: Сколько слогов в слове дыня?
Д: В слове дыня 2 слога.
В: Сколько слогов в слове апельсин?
Д: В слове апельсин 3 слога.
В: Назовите самое короткое слово.
Д: Самое короткое слово – дыня.
В: Объясните, почему вы так думаете?
Д: В этом слове 2 слога, в словах апельсин и яблоко по 3 слога.
4.В: Назовите второй звук в слове дыня.
Д: В слове дыня второй звук "ы".
В: Что вы о нем знаете?
Д: Этот звук поется, он гласный.
В: Какие гласные звуки вы еще знаете?
Д: О, У, И, Э, А
В: Какие звуки еще бывают?
Д: Согласные твердые и мягкие.
В: На свое место сядет тот, кто назовет твердый согласный звук.
Д: называют звуки, садятся на места.
5.Дид. игра "Прятки"
В: Звук "ы" любит играть в прятки. Приготовьте карточку и фишку. Я буду называть слова, если звук "ы" находится в начале слова, то фишку кладите в первую клеточку. Если звук "ы" находится в середине слова, то фишку кладите во вторую клеточку. А если звук "ы"услышите в конце слова, куда фишку положите?
Д: В третью клеточку.
Воспитатель называет слова. Дети кладут фишку в нужную клеточку, в соответствии с позицией звука. (дым, мыло, березы, сын, крышка, сосны и т.д.)
В: Какой вывод можно сделать о звуке "ы"?
Д: Этот звук может стоять в середине слова, конце. Слова начинающегося со звука "ы" нет.
6.В: Как выдумаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
Д: С буквой Ы.
В: Если в слове слышится звук "ы", то писать будем букву Ы.
Снизу к линии дружок
Пририсуй скорей кружок,
Палочку потом приставь,
Букву "ы" ты так составь.
В: Найдите в кассе домик буквы Ы. Достаньте, покажите друг другу.
Д: У меня только маленькая буква Ы.
В: Дети как вы думаете почему нет большой буквы Ы в кассе?
Д: Потому что нет слова, с буквы Ы.
В: Молодцы.
7.Физ. минутка
8.Приготовьте фишки для звукового анализа. Разберите слово дыня на своих местах. Саша проведи звуковой анализ у доски. Потом мы сравним.
(Дети разбирают слово, обозначают звуки фишками)
В: сейчас мы проверим вашу работу. Саша будет называть звук и давать ему характеристику. А вы не кричите с места, высказывайте свое мнение с помощью знаков + или -.
Д: В слове дыня первый звук "д". Это твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.
В: Дети покажите свое мнение.
(Дети если согласны показывают +, если не согласны -).
В: Сколько всего звуков в слове дыня?
Д: Четыре
В:Сколько гласных звуков?
Д: Два
В: Обозначим гласные звуки буквами. Как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук "ы"?
Д: Буквой Ы.
В: Как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук "а"?
Д: Буквой Я маленькой.
В: Почему вы так думаете?
Д: После мягкого согласного слышим "а", а пишем букву Я.
(Дети выкладывают только гласные буквы, читают получившееся слово.)
В: Дети, что интересного вы узнали на занятии?
Д:


Прикрепления: Картинка 1

Цель: Закрепить однокоренные слова, звуковой анализ слова, составление предложений по схеме из 4 и 5 слов. Разгадывание ребуса.
Развивать фонематический слух, коммуникативные способности, инициативу
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества.

Обучение грамоте знакомство с буквой ы 1

Учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины "звук", "буква", "слог", "слово"; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы.

Выявить знания детей при обучении грамоте (предложения на слова); уметь проводить звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки; уметь называть слова с заданным звуком; называть слова с противоположным значением.

Программные задачи:
1.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
2.Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
4. Развивать слуховое внимание.
5. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Тема " Звук ж "
Программное содержание:
1.Закреплять у детей умение правильно, отчетливо произносить согласный звук "ж", называть его акустические характеристики (согласный, звонкий, твердый).
2. Познакомить детей с термином "слог".
3. Формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ (на примере двухсложного слова с ударением на первый слог "жа-ба")
4. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: демонстрационный – игрушка-жук на резинке, большая синяя фишка, плоскостные цветы по количеству детей, иллюстрация с изображением жабы, 2 красные и 2 синие фишки, указка, картинки с изображением зимней одежды; раздаточный – карточки с 4-мя пустыми клеточками, по 2 красные и 2 синие фишки.

Обучение грамоте знакомство с буквой ы 2

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Тема "Звук Т. Предложение."
Воспитатель:
Макарова А.В.
МДОУ №16 комбинированного вида
Программные задачи:
1. Совершенствовать умение определять место звука Т в слове
(начало, середина, конец), называть его акустические признаки
2. Упражнять в придумывании слова со звуком Т
3. Формировать умение выполнять звуковой анализ слова
Материал: игрушка кот, набор картинок с изображением разных предметов со звуком Т, набор фишек для звукового анализа
Ход занятия:
I. Психогимнастика
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма "Том и Джерри". Он очень любит играть в "Дразнилки".
Давайте поиграем вместе с ним: покажите, как он крадется за мышонком, как пугается собак, как лакает молоко…

В издании представлены игры, направленные на развитие и закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слова, деления слова на слоги, определения ударного слога; выделение первого звука в слове, определение его звуковой характеристики, соединение букв в слоги; моделирование новых слов.
Материал поможет педагогам планировать и организовывать работу по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: на прогулках, в процессе проведению кружковой работы по подготовке к школе и т.д.
Адресуется специалистам различной квалификации, занятые в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

1.Воспитывать интерес к занятию

2.Познакомить с артикуляцией звука Ы

3.Выделение звука Ы из слов и из ряда гласных

4.Анализ сочетаний из 3 гласных звуков

5.Образовывание формы множественного числа существительных

6.Подбор определений к слову дыня

7.Развивать внимание,память,общую моторику

Оборудование: предметные картинки,наборы схем, картинки для оргмомента с фигурами разного цвета, игрушка гномик, фартучки красного цвета, звукозапись шелеста деревьев, символ звука ы, карточки с "зашумленными" предметами

Ход занятия

Оргмомент (дети садятся по инструкции,закрепляя цвет предметов)

Логопед: сядут те, у кого предметы красного, жёлтого, зелёного, синего цвета.

1.Логопед просит отгадать загадку Его весной и летом видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Включатся звукозапись. Дети слушают шелест листьев.

Игра " Деревья шумят" (дети по собственному желанию превращаются в деревья: берёзы, дубы, липы, клёны),они стонут от ветра " ЫЫЫЫЫ"

2.Знакомство с человечком Ы(человечек красного цвета представляет форму, похожую на очертание губ при произнесении звука Ы)

Он услышал, что его позвали и пришёл. Дети делают вывод, что звук Ы гласный, его можно петь. И рубашка у него красного цвета. Человечек предлагает детям поиграть.

3. Игра " Поймай звук"/дети имитируют ловлю мяча, ловят только звук Ы/

4.Логопед находит на столе мешочек, в котором кто-то шевелится.Дети высказывают свои предположения.

В гости пришёл гномик,дети подбирают ему имя(Его зовут Пых)

Гномик говорит на своём языке мы-мы-пы, ты-ты-вы, ды-ты-ды

Дети повторяют слоги со звуком Ы

5. "Что любит ПЫХ"

Отобрать среди картинок, стоящих на доске те, в названии которых слышится звук ы/дыни, грибы,конфеты, тыкву,сыр/

6."Угадай, что съел Пых? "/игра по типу " Чего не стало?"

Логопед убирает одну из картинок, а дети определяют.

Игра " Чудесные превращения"(дети имитируют движения согласно текста)

Афы-афы-жуют листики жирафы

Ны-ны-ны- водой брызгают слоны

Яны-яны- по веткам скачут обезьяны

7.Пых видит, что дети умеют превращаться в разных животных просит помочь ему превратить один предмет в несколько. Игра " Скажи про много предметов"

/стол,конфета,кабан,гриб, машина…/Дети образуют множественное число от слов, изображённых на картинках.

8." Живые звуки" Пых называет сочетания из трёх гласных звуков. Далее логопед с помощью звуковой линейки открывает нужное количество окошек красного цвета(сколько окошек загорелось?-3.Значит, сколько звуков сказал Пых?-3) Вызванные к доске дети надевают фартучки красного цвета, превращаются в живые звуки. Становятся,согласно произнесённому порядку)

Остальные выкладывают схемы.

9.Добавь " ты" или " ды" (кус-. мос-…са-… хо- … дроз- … пос-…ко-…

10. Пых предлагает детям среди зашумленных предметов найти предмет со звуком Ы.Дети находят дыню и закрашивают её. Подбор определений к слову

11. Итоги занятия.

С каким звуком познакомились, каким цветом он обозначается, какой это звук, какие слова с этим звуком запомнили….