С мужчинами / Знакомство с русскими традициями в детском саду

Статья:
Знакомство с русскими народными традициями через организацию детских праздников

Знакомство с русскими традициями в детском саду 1

Статья содержит материал по организации народных фольклорных праздников в дошкольном учреждении

Вложение Размер
russkaya_narodnaya_kultura.docx 20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русскими народными традициями через организацию детских праздников.

С детства ребенок нуждается в образах, звуках и красках. Все это может подарить ему народное творчество и быт русского народа, где хорошо соединились художественно - эстетическое и педагогическое начало. Русское народное творчество лежит в основе системы дошкольного воспитания в нашем детском саду.

Сегодня я расскажу, как мы приобщаем детей к культуре русского народа через организацию досугов и праздников в детском саду. Отдельным народным праздником, который проводится в нашем саду, является масленница. Но часто мы просто включаем элементы народного творчества в обычные календарные праздники, проводим вместо осеннего праздника – " осеннины " или организуем тематические праздники досуги на базе нашего музея " Русская изба ".

Конечно, праздники являются результатом длительной работы с детьми, поэтому перед каждым праздником проводится предварительная работа. Что касается изучения истории, быта и культуры русского народа, то здесь образование идет по нескольким направлениям.

Первое – это изучение малых фольклорных форм ( сказок, песен, частушек, пословиц ). Второй этап – знакомство с русским народным искусством. Третьим этапом является знакомство с русскими народными играми, а четвертым – занятия с детьми в мини - музее " русская изба ". Теперьдавайтеостановимсянакаждомэтапеподробнее, иярасскажу, какаяименноработаикогдапроводится.

Итак, первое – изучение малых фольклорных форм. Во - первых, это потешки, приговорки, стишки, которые используются воспитателем во время одевания, умывания, адаптации с самого раннего возраста.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки !
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать !
Вырастай большой,
Да не будь лапшой !
Кашу кушай,
Маму слушай !

Второе – это пословицы и поговорки, используются для оценки действий детей ( ленится, не слушается, спешит итд )

Третье – это загадки, которые используются воспитателем практически в каждом занятии. И, наконец, четвертое – это театрализация и драматизация, когда воспитатели либо показывают малышам сказку, либо дети сами играют.

Следующая форма предварительной работы – это знакомство с русским народным искусством ( имеется в виду изобразительное ) : гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка.

Также дети разучивают народные игры. С самого раннего детства – это индивидуальные игры (" Ладушки ", " Сорока - ворона "), а для детей старшего возраста – это совместные подвижные игры, которые дети чаще всего разучивают во время прогулки. Перед игрой дети также заучивают считалочки.

Мини - музей " Русская изба " также очень помогает нам в организации работы по изучению народного творчества, быта и традиций. Здесь дети не только знакомятся с понятием " музей ", " экспонат ", " экскурсия ", но музей также отлично выполняет такую функцию ППС по ФГОС как доступность ППС. Дети имеют возможность не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Таким образом, музей превращается в интерактивный.

Далее вся проведенная работа суммируется и выделяются те элементы, которые можно использовать для организации праздника. Это хороводы, напевы, игра на народных инструментах, частушки и театрализация. Праздник, таким образом, становится результатом, в котором применяются все элементы, изучаемые детьми. Здесь праздник становится совокупностью, чем - то целым и цельным, благодаря чему у ребенка остается ощущение сопричастности к русской культуре, ощущение себя как ее составляющей : через русский народный костюм, который ребенок на девает на праздник, через общую атмосферу гуляний, присущую всем русским народным праздникам, которую педагоги организуют во время праздника. Здесь применяется все изученное : песни, частушки, напевы, игра на русских народных инструментах. Знакомство с русским народным искусством через разглядывание и непосредственное ношение русского народного костюма, через представление себя русским народным персонажем, предметом народного творчества ( напр. Матрешка ). Во время праздника роль ведущего в подвижных играх берет на себя русский народный герой. Таким образом, дети вроде бы знают игру, в которую играют, но она начинает вызывать у них новые эмоции, так как они играют с героем.

Русские народные праздники - досуги проходят и в мини - музее " Русская изба ", тем самым еще больше погружая ребенка в атмосферу русского народного быта. Здесь это, например, коляда. Значение праздника — поворот солнца с зимы на лето. Празднование — колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. А справа – праздник Семен Летопроводец. Приметы : Семён лето провожает, бабье лето наводит. В этот день совершаются обряды : новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига.

Таким образом, знакомя детей с русской культурой через организацию праздников мы даем детям возможность окунутся в мир русской народной культуры, почувствовать себя его героем, через игру познакомится с историей и традициями русского народа и, конечно же, насладится художественно - эстетической составляющей русской народной культуры.